Решено - Вы покупаете первые в жизни ролики. Однако опыта
занятий подобными видами спорта (горные лыжи, ледовые коньки,
сноуборд, скейтборд) нет совсем или опыт этот описывается
двумя сказочными терминами: "давно и неправда". Тогда все, что
написано ниже - для вас!
ЧАСТЬ I.
ВЫБОР
Эти
фирмы стоят в первом ряду производителей, качество их роликов
предсказуемо и почти гарантировано.
Дело
за вами - обойти магазины, где представлены ролики этих уважаемых
фирм, померить, сравнить и выбрать то, что по душе лично
вам. Не надо покупать в первом попавшемся! Покупка
роликов - дело более серьезное, чем об это принято думать. А
цель того, что написано ниже - помочь вам не ошибиться деталях,
намного более важных и гораздо менее очевидных для новичка,
чем выбор фирмы-производителя.
Условимся в терминах
В том,
что написано дальше будут попадаться слова, обозначающие основные
функциональные части роликовых коньков. Вот они:
![](elements/10.gif)
Здесь не указаны
только шнурки. Надеюсь, вы их и так узнаете:)
Это сладкое страшное слово...
Речь
снова идет о выборе. На этот раз - о выборе модели. Представим
для простоты, что вы приходите Идеальный Магазин, где на прилавках
представлены все модели роликов всех перечисленных выше производителей.
С наличием размеров тоже нет проблем. Разбегаются глаза? Не
удивительно. Давайте вспомним, что вы покупаете свои первые
в жизни ролики и разберемся в том, что вам надо. Но сначала,
пока глаза совсем не разбежались, сузим поле для выбора и поговорим
о том,
- Почему на большей части роликов
большие колеса, а на некоторых - совсем маленькие?
- Если ботинок монстричного вида, выполнен из литой
пластмассы и к нему прикреплена низкая рама с маленькими колесами,
это - так называемый агрессив (трюковое катание). Ролики для
скольжения по перилам, прыжков по парапетам и всего того, что
вы сможете увидеть в любом экстрим-видео про ролики. Из объективных
недостатков агрессивных коньков для новичков, желающих простого
активного отдыха, можно назвать отсутствие вентиляции чрезмерную
жесткость ботинка, большой вес и неудобство долгого передвижения
по неровному асфальту из-за небольших (55-57 мм) колес. Отложите
их в сторону. Это в любом случае ролики не для начинающих.
- Почему на некоторых моделях по пять колес?
- Это коньки, позволяющие развивать
максимально возможную скорость. Предназначены для летних конькобежцев, владеющих
техникой скоростного катания, а не для тех, кто первый раз встает
на ролики. Недостатки для новичков очевидны: длинная рама снижает
управляемость, боковая поддержка ноги в гоночном боинке недостаточна
или отсутствует , очень высокая цена (от $400). Исключаем эти
ролики из дальнейшего рассмотрения.
Существуют модели роликов, выглядящие
вполне обычно, но рассчитанные на тех, кто уже имеет опыт катания.
Или хотя бы в недавнем прошлом серьезно занимался спортом. Это
так называемые "тренировочные" модели, заточенные специально
под быстрое катание. На данный момент у Salomon это серия Trainer,
у K2 это серия MOD. Кроме того, есть ролики для жесткого ктания
по городу к примеру, Salomon в 2002 году появилась
принципиально новая линейка моделей FSK
(FreeSKate), которая
активно рекомендуются всем подряд продавцами фирменных магазинов,
но она не предназначена для неопытных новичков. Все перечисленные
модели обладают высокими скоростными качествами, но для начинающих
могут оказаться слишком быстрыми и вообще
сложными в освоении. Чем это грозит? Неправильной техникой
катания, частыми падениями, прежде чем научитесь держать равновесие
и тормозить. Причем, часто - падениями на скорости с возможными
самыми печальными последствиями.
Как узнать такие ролики? Это бывает
сложно сделать и остается уповать лишь на совесть продавца,
который не предложит вам более дорогие "продвинутые" модели,
многочисленные синяки от катания на которых будут заживать еще
долго. Визуально такие модели обычно отличаются нестандартной
рамой и иногда - более низкой манжетой. Быстрые тренировочные
ролики (те же K2 MOD) оснащаются более высокой рамой, чем обычные.
Коньки группы urban (ролики для жесткого городского катания,
к которым относятся и FSK) наоборот, как правило имеют низкую
раму и, соответственно, небольшие колеса. Хотя и тут есть исключения
в виде Salomon Deemax и Crossmax, выделяющихся из общего ряда
фитнес-роликов намного более жесткой манжетой,
мощным, усиленным ботинком и отсутствием тормоза (он лежит в
коробке:)
Что в остатке?
А остались
ролики самого популярного и потому многочисленного семейства
фитнес (fitness).
Разберемся с ними от крупных деталей к мелким. После рассказа
о каждой детали я позволю себе субъективный вывод "мой выбор
для начинающих роллеров".
- Почему некоторые
ролики похожи на кроссовки на колесах, а некоторые целиком пластмассовые?
![HardBoot](elements/3.jpg) ![SoftBoot](elements/4.jpg)
- Если говорить о происхождении
роликовых коньков, то ближе всего они, пожалуй, к горнолыжным
ботинкам. Отсюда и наследственность. Когда-то все ролики делались цельнолитыми из пластика
с мягким внутренним ботинком. Потом фирма K2 произвела локальную
революцию и родила идею делать роликовые ботинки похожими на
кроссовки, усиленные где надо прочным пластиком. На сегодняшний
день подавляющее большинство фитнесс-роликов всех производителей
имеют мягкий ботинок.
Преимущества мягкого ботинка: комфортное облегание ног,
хорошая вентиляция (такие ботинки делаются из ткани, пропускающей
воздух), легкость. Недостатки: теоретически более низкая прочность
при падениях и ударах, тенденция к деформации при сильных боковых
нагрузках (т.е. ботинок как бы скособочивается, если долго тренировать,
например, катание на внешних поверхностях колес). Есть еще одно
неудобство. На многих моделях с мягким ботинком сам ботинок
не отделяется от рамы с колесами. Соответственно, если необходима
стирка, приходится снимать колеса и стирать ролики вместе с
рамой. Это не страшно, но неудобно.
Мой
выбор: SoftBoot (мягкий ботинок).
Рама
- Одни рамы
металлические, другие - пластиковые. Какую же предпочесть?
- По
большому счету - все равно:)
![алюминиево-магниевая рама](elements/7.gif) ![пластиковая (Aramid)](elements/8.gif)
Металлические рамы обычно делаются из легких алюминиево-магниевых
сплавов. Такие рамы обладают высокой жесткостью, за счет чего
лучше передают толчковое усилие, но хуже амортизируют неровности.
А еще при очень сильном ударе они могут гнуться. Но для этого
подвига нужно, во-первых, обладать весом килограмм за 90, а
во-вторых, очень сильно постараться.
Углепластиковые (они же - карбоновые, они же - carbon
composite или просто "cc" ) рамы меньше отдают по ногам при
катании по неровной поверхности. Они тяжелее металлических.
При ударе они не гнутся, а лишь царапаются. Говорят, профессионалы
агрессивного катания умудряются такие рамы ломать пополам (а
металлические - гнуть:)
Мой выбор: карбоновая рама.
Колеса
-
На колесах написаны какие-то цифры. Например 76/78А Что за ними
скрыто?
- Это диаметр в миллиметрах / жесткость в условных
единицах.
Колеса большого диаметра (76-80 мм) наиболее универсальны
для фитнесс-роликов. Чем больше диаметр колеса, тем, в частности,
меньше чувствуются выступы и неровности покрытия.
Чем
жестче колесо, тем лучше оно катится по поверхности, тем лучше
чувствуются неровности под колесами, тем хуже сцепление с дорогой
на поворотах. В теории это так, но на практике сцепление колеса
с асфальтом зависит от материала колеса.
Колеса - расходный материал и со временем изнашиваются.
При нормальном катании по 3-4 раза в неделю колеса 76/78А, например,
полностью стираются за два месяца. Поэтому при выборе своих
первых роликов не стоит уделять серьезное внимание колесам.
Мой выбор: диаметр 78-80 мм, жесткость 80A.
Подшипники
Наверное, ни одна часть роликов
в рассказах продавцов не окутывается такой тайной, как подшипники.
Может, потому, что покупателю их не видно:) Волшебные слова
"конечно эти ролики лучше! там же пятые подшипники!" способны
убедить любого начинающего в необходимости приобретения именно
"этих, с пятыми", а не "тех, с третьими". Приподнимем завесу
таинства над этой темой.
Каждое из восьми колес роликов вращается благодяря паре
подшипников (правильно! всего шестнадцать штук). Легкость, с
которой коньки катятся по поверхности и развиваемая скорость
по большей части зависят от качества подшипников, спрятанных
в колесах. Сразу скажу: все ролики перечисленных выше производителей
оснащены хорошими подшипниками известных марок. Вам, скорее
всего, предстоит выслушивать рассказ продавца о "третьих" и
"пятых". И, соответственно, выбирать между ними.
"Третьи" и "пятые" - это классы точности изготовления
подшипников, обиходное название международных стандартов ABEC-3
и ABEC-5. Чем выше этот класс, тем меньше трение в подшипнике,
и тем легче он прокручивается, что положительно сказывается
на легкости движения роликов. Самые массовые виды подшипников
- "третьи" и "пятые". Есть еще "первые" (ABEC-1), которые ставят,
в основном, на детские коньки, чтобы дети не обгоняли родителей.
ABEC-7, "седьмые", нужны только тем, кто собирается ставить
рекорды скорости на роликах и желательно не на уличном покрытии
- "седьмые" очень чувствительны к пыли и песку.
Из личного
опыта и опыта окружающих я могу сделать вывод: люди, впервые
встающие на ролики намного чаще падают на "пятых" подшипниках.
По простой причине: "пятые" более резвые, колеса на них легче
уезжают из-под ног, а это - основная причина падения начинающих,
еще не привыкших держать равновесие.
Кроме того, продавцы не всегда рассказывают о том, что
подшипники - не бессменный атрибут покупаемых роликов, а расходный материал.
Как и колеса. Купив ролики с "третьими", вы всегда вольны заменить
подшипники на любые другие. К тому же подшипники изнашиваются
со временем и рано или поздно менять их все равно придется.
Мой
выбор: ABEC-3 ("третьи")
Мелкие приятности
Особый акцент продавцы делают на фирменных мелочах каждого
производителя и отдельных моделей. Это может быть удобная система
быстрой шнуровки (quick lace), позволяющей быстро и равномерно
затянуть шнурки на ботинке или "клипсы с памятью", облегчающие
застегивание. Дополнительная система гашения вибрации на неровностях
(antishock). "Активный" тормоз (ABT), заставляющий загораться
глаза наиболее предусмотрительных новичков. "Дутый" язычок ботинка
(или даже по-настоящему подкачиваемый специальным насосом).
Таинственный "рокеринг" - возможность поднять переднее и заднее
колеса для повышения маневрености за счет устойчивости...
|