Амортизационные вилки
Амортизационную вилку по
праву можно считать вторым по важности (после рамы) элементом
современного маунтинбайка. От нее в немалой степени зависит
поведение велосипеда на любой поверхности, отличной от гладкого
асфальта.
Технологический
прогресс последних лет большинства компонентов двухколесных
машин впечатляет. И одним из самых быстроразвивающихся направлений
этой "гонки вооружений" являются системы амортизации.
Рассмотрим
основные задачи, которые призвана решать амортизационная
вилка, расположив их в порядке значимости:
-
Повышение эффективности движения, достигаемое путем
отслеживания передним колесом поверхности, по которой происходит
движение. Это позволяет лучше контролировать велосипед,
снимает "останавливающий эффект" дорожных неровностей.
- Повышение комфорта при езде. Снижение ударно- вибрационной
нагрузки на переднюю часть велосипеда (в том числе, на рулевую
колонку, раму, руль и непосредственно руки райдера). В определенной
степени нагрузки снижаются и на все точки контакта райдера
с велосипедом.
- Увеличение долговечности ряда узлов велосипеда
благодаря наличию "подрессоренных масс" (что логически вытекает
из предыдущего пункта)
Вышеизложенные
положительные факторы, которые привносит амортизационная
вилка, реализуются в полной мере в изделиях среднего и высокого
уровня. Реалии рынка таковы, что популярность систем амортизации
"толкает" фирмы-производители на комплектацию практически
всего своего модельного ряда амортизационными вилками. При
этом "бюджетные" велосипеды неизбежно укомплектовываются
примитивными "амортизаторами", не выполняющими большинства
своих функций.
Условно
можно сказать, что любой велосипед ценового диапазона "до
500$" редко может "похвастаться" амортизационной вилкой
хотя бы среднего уровня. Для повышения эффективности подобной
машины, вилку приходится приобретать отдельно (или заменить
ее при покупке велосипеда).
В
хороших амортизационных вилках представлены следующие основные
"кирпичики":
-
Элемент, работающий непосредственно на сжатие вилки. (Пружина,
рессора)
- Элемент, демпферирующий колебания. (Демпфер)
От
"продвинутости" этих составляющих в большой степени и зависит
качество работы вилки.
На
сегодняшний день к эффективным амортизационным вилкам можно
отнести системы, в которых в качестве рессоры используется
стальная (титановая) пружина или воздушная "пружина", а
также их комбинации.
В
качестве демпфера в хороших амортизационных вилках могут
использоваться сложные системы, призванные обеспечить адаптацию
работы вилки к различным режимам движения (в том числе "умную"
амортизацию), а также широкие возможности по регулировке.
В них функции "демпфирующего элемента" выполняет масло или
воздух.
В
прошлые годы широкое распространение имели эластомеры (упругие
полимерные стержни), использовавшиеся в вилках от начального
до высшего уровня. Однако сегодня эластомеры применяются,
как правило, только в простых "бюджетных" вилках.
Существуют
"макеты" амортизационных вилок, где "применена" обычная
пружина (иногда составляющая одно целое с защитными резиновыми
"гофрами"), однако такие конструкции рассматриваться не
будут, так как их эффективность ниже всякой критики.
Большинство современных амортизационных
вилок имеют рулевую трубу диаметром 1 и 1/8 дюйма. Этот
общепринятый стандарт поддерживают производители велосипедов
(рам) и рулевых колонок.
"Особняком"
стоят некоторые фирмы, имеющие свои собственные стандарты.
Самая известная из них- Cannondale, велосипеды которой имеют
стандарт рулевой 1 и 1/4 дюйма и комплектуются вилками HeadShok
(Cannondale). Наиболее интересная их разработка - вилки
HeadShok серии Lefty с одной "ногой".
Модель
этой серии HeadShok Lefty Max TPC+ представлена на
рисунке справа.
Последним
"веянием моды" стал новый стандарт "onepointfive", составляющий
1 и 1/2 дюйма, который ориентирован на длинноходные фрирайдные
вилки. Пока он не набрал популярности и поддерживается лишь
несколькими производителями рам и амортизационных вилок
(у пары - тройки моделей).
Увеличение
рабочего хода амортизационных вилок до 100 мм и более у
ряда моделей, повлекло за собой желание как- либо регулировать
этот параметр. Например, для городской поездки или шоссейного
участка в походе совсем не нужны "большие хода". Производители
отреагировали моментально: теперь многие вилки для туризма
и легкого фрирайда имеют функцию изменения хода (а некоторые
модели, помимо этого, и блокировку хода). Это еще больше
расширяет спектр использования амортизационных вилок. |